«Профессионалитет» изменил взгляд на карьеру рабочего: молодежь чаще выбирает колледжи

05.12.2024

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Рамина» с. Давыденко» Ачхой-Мартановского муниципального района

«Профессионалитет» изменил взгляд на карьеру рабочего: молодежьчаще выбирает колледжиЭксперты объяснили, в чем секрет популярности рабочих профессийПо данным аналитического доклада «Профессионалитет: новый взгляд на карьерурабочего», подготовленного АНО «Национальные приоритеты» совместно сМинпросвещения России и 38 экспертами, 74% старшеклассников планирует продолжатьобучение в колледже после окончания школы и только 14% предпочли поступление в вуз.Рост популярности рабочих специальностей проявился в увеличении числа заявлений наприем в колледжи и техникумы. В 2024 году не менее 1,25 млн абитуриентов подализаявления на поступление на первый курс учреждений СПО.Презентация доклада состоялась 26 ноября 2024 года на пленарном заседании «Кадровыевопросы России: вызовы и решения. Система СПО и Всероссийское Чемпионатноедвижение для обеспечения кадрового суверенитета страны», которое прошло в рамкахфинала чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» в Санкт-Петербурге. Основные выводы экспертов представила заместитель генеральногодиректора по коммуникационным проектам АНО «Национальные приоритеты» ИринаОсадчая.«Мы регулярно проводим экспертные мероприятия, куда совместно с Минпросвещенияприглашаем экспертов из корпоративного мира, HR, представителей региональныхорганов власти, педагогов, наставников, и делаем некий срез о том, что же сегодняпредставляют собой те или иные государственные программы и проекты», – пояснилаИрина Осадчая.Она сообщила, что, по данным исследования АНО «Национальные приоритеты», 74%школьников в возрасте 14-17 лет планируют продолжать обучение в колледже послеокончания 9 или 11 классов. Больше половины из них (57%) считают, что учиться вколледже и получать рабочую специальность престижно и полезно. Среди ключевыхфакторов, влияющих на выбор школьников: быстрый старт карьеры в рабочихпрофессиях, стабильный и высокий доход и ранняя финансовая независимость,предоставление социального пакета и инфраструктуры, повышение престижа рабочихпрофессий.Ирина Осадчая также озвучила основные составляющие успеха «Профессионалитета»,по мнению экспертов: «Это возможность пройти обучение по ускоренным программампод запросы работодателей. Для студентов это возможность совмещения обучения иработы на предприятии. Также сейчас тренд – это освоение дополнительных рабочихпрофессий и получение квалификаций и разрядов, обучение на оборудованииработодателя – ребята обучаются в современных мастерских и лабораториях, и для нихэто очень важно. Преподавательский состав имеет возможность повыситьквалификацию на предприятиях, это их также удерживает и мотивирует кпродолжению педагогической работы. Немаловажным фактором эксперты называют иразвитие системы наставничества, которое позволяет проводить ребят по всемкарьерным трекам».В докладе отмечается, что стереотипы общества, связанные с негативным образомрабочего, постепенно уходят в прошлое. Современный рабочий – это квалифицированныйспециалист, который работает на новом оборудовании, в красивых современных зданиях,управляет роботами или автоматизированными станками. Помимо этого, он успешный иуважаемый человек, его труд хорошо оплачивается.Поскольку образ рабочего меняется, молодежь все чаще выбирает рабочие профессии.Этому также способствуют стипендии и выплаты студентам во время обучения состороны работодателя, гарантия трудоустройства сразу после или даже в процессеобучения, быстрый старт карьеры при достойной оплате, высокий уровень дохода посравнению с другими специальностями, предоставление социального пакета.Вследствие цифровизации рабочие профессии трансформируются, ключевыми становятсяследующие компетенции: умение работать с цифровыми технологиями, совмещениесмежных специальностей, критическое мышление, навык быстрого решения проблем,непрерывное обучение, а также быстрая адаптация к изменениям.У современного рабочего есть богатый выбор карьерной траектории. Поэтому«Профессионалитет», становится не только важным шагом на пути развития российскойэкономики, но и возможностью для молодых людей найти себя и выбрать свой путь.Проблема дефицита кадров в России усиливается на фоне снижения численноститрудоспособного населения, с одной стороны, и увеличения объемов производства – сдругой. В связи с этим сформирован запрос на трансформацию подходов к обучению всреднем профессиональном образовании и быстрый и бесшовный переход выпускниковна предприятия после завершения обучения.По данным Банка России, наиболее остро нехватка сотрудников ощущается напромышленных предприятиях. Около 60% производств заявили о дефиците персонала в2023 году, при этом особенно нужны работники со средним профессиональнымобразованием. Стартовавший в 2022 году федеральный проект «Профессионалитет»направлен на решение проблемы дефицита кадров для промышленности. В рамкахпроекта к 2030 году планируется подготовить 2 млн специалистов рабочих профессий попрактико-ориентированным образовательным программам.По мнению экспертов, одна из проблем обучения рабочим профессиям – догоняющаяроль образования: несоответствие образовательных программ и навыков выпускниковзапросам работодателя. В результате после выпуска студентам бывает трудно найтиработу и адаптироваться на рабочем месте, а предприятия вынуждены тратить многовремени на дополнительное обучение и интеграцию молодых специалистов.«Профессионалитет» преодолевает эту проблему за счет вовлечения работодателей впроцесс обучения студентов. При этом фокус в процессе подготовки кадров делается напрактику и формирование современных компетенций.По словам руководителя направления развития проектов в сфере СПО аппарата советадиректоров ОАО «Римера» Елены Комарницкой, «работодатели участвуют вобновлении оборудования, на котором обучаются ребята с 1 курса. В процессе обучениястуденты получают дополнительную квалификацию, поэтому они быстрее вживаются вроль сотрудников». Кроме того, для качественной подготовки и последующеготрудоустройства студентов заключаются целевые договоры, выплачиваются стипендии имодернизируются общежития. «Целевые договоры – эффективный инструмент. В 2024 г.в Первоуральске 90% поступивших заключили целевые договоры. На Камчатке чутьменьше, – 32%», – добавила Елена Комарницкая.Директор «Медицинского колледжа» Омской области Игорь Боровский отметил, чтоцелевой договор особенно важен для села. «Сельскому абитуриенту сложноконкурировать с городским школьником. В настоящий момент не предусмотренопреференций для сельских абитуриентов, которые после обучения готовы вернуться насвою малую родину и работать по профессии - это актуально в сфере образования издравоохранения», – пояснил эксперт.В опросе АНО «Национальные приоритеты» эксперты указали в качестве главногоопределения карьеры – постоянное развитие своих компетенций и профессионализма(60%), на втором месте – карьера как поиск и построение собственной жизни (20%), итолько 15% считают, что карьера сегодня – это поступательное движение поуправленческой лестнице.У рабочих специальностей есть одна отличительная черта – это скорость карьерногостарта. Карьера рабочего начинается еще во время учебы. Есть возможность освоитьсмежные специальности, специфику производства и при желании достаточно быстрорасти как управленец или как профессионал, или создать собственное дело.«Анализ траектории карьерного пути заместителей генерального директора ОАО«РЖД» показывает, что они прошли профессиональное обучение, когда им было 17-18лет, затем отучились в колледже и вузе и далее наращивали управленческий опыт», –рассказал заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД»Александр Збарский.Кадровый дефицит и необходимость повышения производительности труда такжепорождают новые роли, в рамках которых идет совмещение функционала несколькихсмежных специальностей. «В нашей отрасли наблюдаем объединение профессий.Появился новый профессиональный стандарт – работник по комплексномуобслуживанию инфраструктуры. Он сочетает в себе несколько функций – обслуживаниепути, электроконтактных сетей», – добавил Александр Збарский.Преимущества участия в проекте «Профессионалитет»: для бизнеса – обучение специалистов, подготовленных под потребностипредприятия, снижение расходов на обучение и поиск персонала, получениеинвестиционного налогового вычета, частичное закрытие вакантных местстудентами во время практики; для студентов – комплексное обучение с практическими занятиями на новейшемоборудовании, наставники с производства, возможность работать и учиться,обучаясь по индивидуальной программе, гарантированное трудоустройство,возможность получения корпоративной стипендии; для образовательных организаций – повышение конкурентоспособности;переоборудование учебно-производственных пространств, обучениепреподавателей практическим навыкам работы на оборудовании компаний-партнеров.Основные результаты проекта «Профессионалитет» 2022-2024 годах: В 79 регионах есть образовательно-производственные и образовательные кластеры; 370 кластеров открыто совместно с предприятиями-партнерами; 1,52 млн студентов получают рабочую профессию в образовательных кластерах по24 отраслям экономики ведется обучение; Более 2 тыс. предприятий-работодателей стали участниками проекта, инвестировавболее 6 млрд рублей в развитие кластеров; 137 тыс. молодых специалистов стали выпускниками «Профессионалитета» в 2024 году